Занятие в подготовительной группе «Эти загадочные камни!»
Занятие в подготовительной группе
«Эти загадочные камни!»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Цель: Способствовать развивать познавательной активность детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями, углем, мелом.
Закреплять представления о горных и морских камнях.
Поддерживать интерес к экспериментированию. Закреплять умение обследовать предметы и называть их свойства (крепкий, твердый, неровный(шероховатый), гладкий, тяжелый, и др.) и особенности.
Способствовать развитию диалогической речи, речевой активности, обогащению словаря.
Познакомить со свойствами каменного угля и мела, с тем, как их добывают и используют.
Развивать тактильно чувствительность и мелкую моторику рук.
Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности наравне со всеми.
Материал:
Образцы горных и морских камней, угля, мела. Кусочек дерева, гвозди, молоток, лупы. Ёмкости с водой и палочки (по количеству детей), салфетки.
Ход занятия:
1 Вводная часть
Воспитатель:
Как вы считаете, сможет ли посторонний человек, зайдя в нашу группу, догадаться о наших увлечениях?
А у вас есть увлечения?
Какие разные у вас увлечения! У каждого человека есть любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение– это … коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Коллекционирование – это собирание, каких – либо предметов).
Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Я хочу познакомить вас с моей коллекцией камней. (убираю салфетку с подноса)
Посмотрите сколько камней в моей коллекции. Все они такие разные. Каждый по- своему хорош и может рассказать о себе много интересного, нужно только научиться раскрывать его тайны.
2. Основная часть
Горные (предлагаю рассмотреть, потрогать, погладить).
Как вы думаете, где можно встретить такие камни? (в горах)
Что вы можете сказать про горные камни? Какие они?
Дети: Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами. (показываю фото)
Морские
А вот совсем другие камни. Возьмите их и положите рядом с горными. Посмотрите на камни, и скажите, чем отличаются эти камни от горных? (думают, обследуют, обосновывают)
Какой формы эти камни, цвета, какая у них поверхность, какие края?
Дети: Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холодные.
Воспитатель: Эти камни мне привезли с моря, значит, их можно назвать… (морские)
Как вы думаете, почему они такие? (Ответы.)
Такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими - без единого уголка.
А чем похожи горные и морские камни? (Твёрдые.)
Кто из вас видел камни и где это было?
Как вы думаете из чего состоят камни? ( из мелких частичек и песчинок) Камни бывают очень разными по цвету и форме.
Как вы думаете, камень тверже дерева?
А как мы можем это проверить, (может быть какие-то предметы со стола нам помогут?) - проводится опыт – вбить гвоздь в камень и брусочек из дерева.
Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево, а в камень вбить невозможно.)
Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень?
Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Ответы)
Какой можно сделать вывод?
Дети. Камень тверже дерева.
Воспитатель: Интересно, а как камень и дерево будут себя вести в воде? (Перед детьми сосуд с водой, предоставляется возможность опустить дерево в воду. Затем опустить в воду камень.)
Что произошло? (Камень тонет, он тяжелее воды; Дерево плавает, оно легче воды.)
А теперь достанем камень из воды. Каким он стал? (Мокрым)
Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее.)
Как вы, думаете где ещё кроме моря и гор можно увидеть камни? (На дороге, в лесу, в аквариуме, в реке.)
Как вы считаете, нужен ли камень человеку?
Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы - предположения) .
Физминутка
По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой все их принесли.
Уголь В моей коллекции есть и другой
С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Этот очень нужный камень.
Отбивают молотками
Он имеет чёрный цвет,
Всем даёт тепло и свет. (Показать уголь.)
Другая загадка:
Белый маленький комочек,
Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте,
Пишут буквы на доске. (Мел.)
Рассмотрите уголь и мел. Что вы можете сказать об угле и меле. Чем они похожи?
(Твёрдые – сжать в руке, маркие – оставляют след на руках.)
А чем они отличаются друг от друга? (Уголь блестящий, чёрный, а мел шероховатый, белый, матовый.)
Как вы считаете, уголь и мел прочные?
Как проверить? (Действуют, рассказывают.)
А давайте попробуем опустить их в воду. (Слева от меня – уголь, справа от меня мел.)
Что произошло? Возьмите палочку, помешайте воду в бокалах, что вы видите?
Знаете, каменный уголь - это не простой камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь. Добыча каменного угля производится как на поверхности земли, так и глубоко под землей. Для его добычи под землей строят шахты - глубокие, темные колодцы.
Добывают уголь люди - шахтеры с помощью отбойных молотков, труд шахтеров очень тяжелый. Потом его грузят в вагонетки и специальные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен.
Для каких целей нужен человеку каменный уголь?
Он хорошо горит и дает много тепла, поэтому используется в качестве топлива на котельных, фабриках, заводах и железных дорогах. Из каменного угля получают краски и лаки. (показ фото)
Мел - это известняк, состоящий из морских микроорганизмов и водорослей. Мел залегает глубоко под землей.
Как вы думаете, где мел используется? (Чтобы рисовать на доске, на асфальте.) Верно, но мел нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве - для известкования почв и подкормки животных, в промышленности - для производства цемента и извести. Очищенный мел используют при изготовлении лекарств. Мел - составная часть зубных порошков и паст. Мел идет для изготовления художественных красок, школьных мелков. (показ фото)
3. Закрепление изученного.
Вы хотели бы поиграть? - дидактическая игра: «Про что я говорю». (с мячом)
Воспитатель называет свойство предмета, а ребенок называет предмет.
Его добывают глубоко в земле, в шахте (уголь).
Он очень крепкий, с гладкими краями, тонет в воде (морской камень).
Его применяют для изготовления зубной пасты (мел)
Его края неровные, сам он шероховатый (горный камень).
Им можно писать на асфальте, на школьной доске (мел).
Он белый (мел).
Он черный (уголь).
Его используют для строительства дорог (камень).
Он хорошее топливо (уголь).
Белый и пачкает руки (мел).
4. Подведение итогов.
Воспитатель: Вот сколько интересного мы узнали, рассматривая мою коллекцию.
Ребята, на земле ещё очень много других интересных камней, узнать о которых вы можете от родителей, старших братьев и сестёр, из познавательных книг и телепередач.
На память о нашей встрече я хочу подарить вам по одному камешку из моей коллекции. Если они станут началом вашей коллекции, я буду очень рада, ведь коллекция - это не только красота, но и интерес, а значит и новые знания о природе нашей Родины.
Скачать: zanjatie2.pdf (87,7 kB)