Консультация для родителей «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста»

08.11.2014 01:24

Консультация для родителей

«Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста»

 

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и т.д., не овладев полным знанием в пределах десяти. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Знакомство с пространственными ориентирами, величиной, формой начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, потребность в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знанию, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь не как теория, а как знакомство с интересным и новым явлением окружающего мира.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместные поиски решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связь между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?»

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким либо интересным делом: ведь ему предлагают играть, а игра дело добровольное!

Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного, по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и т.д. ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени».Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте, что находится слева, справа от него, впереди - сзади. Обращайте внимание на то, когда происходят те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра.

Предлагаем для вашего внимания несколько простых игровых упражнений:
1. «Добавь слово»
Ход игры: Уточнение понятий: «впереди меня», «позади», «справа», «слева». Дети добавляют слова. Можно использовать перебрасывание мяча.
-Стол стоит...
=Позади меня.
-Полочка с цветами висит...
=Справа.
-Дверь от нас...
=Слева. И т.д. Усложнение: «Справа что?»
2. «Моя семья»
Рассматривание семейных фотографий. Ребенок рассказывает с какой стороны относительно других находится каждый член семьи?
3. Взрослый предлагает поиграть. «Возьмись правой рукой за левое ухо. Левой рукой за правое колено и т. д.
4. «Шаги»
Ход: Взрослый предлагает задание: «Пройти от дивана до двери» и дает словесный инструктаж «3 шага вперед, повернись направо, 1 шаг вперед, повернись налево, 1 шаг вперед». И т. д.

5. «Кто где стоит»: Ставите перед ребенком игрушки в ряд. И задаете ему следующие вопросы: Кто спереди? Кто сзади? Кто слева от зайчика? Кто справа?

6. « Что изменилось?»: Ставите перед ребенком игрушки. Просите его закрыть глаза, и убираете одну игрушку. Затем ребенок открывает глаза. Вы спрашиваете: Что изменилось? Где она находилась? Что стояло слева? Что справа?

7. « Найди похожую игрушку»: Ставите на столе перед ребенком несколько игрушек, среди них две одинаковые. Просите его описать словами место расположения одинаковых игрушек.

Так же это можно закреплять в повседневной жизни:

- во время сервировки стола (например: поставь тарелку в центре стола, ложку справа от тарелки, чашку в правом верхнем углу)

- во время рисования (например: поставь слева от листа банку с водой, положи справа от листа кисточки) и т.д.

Если с ребенком не заниматься этим, то освоение ориентировки в пространстве затянется надолго, что скажется на дальнейшем обучении в школе.

Желаем успеха!

 

Скачать: consult_rod.pdf (58,9 kB)